Одна из наиболее важных вещей, которую надо иметь в виду при
подготовке шатунов для форсированного двигателя — это их прямизна. Изогнутые,
или даже слегка деформированные шатуны уменьшат мощность двигателя, т.к. они
удерживают поршень в отверстии цилиндра под углом, увеличивая трение. Можно даже
и не говорить о том, что проверка совмещения является обязательной и
первоочередной операцией при сборке форсированного двигателя. Кроме очень важной «прямизны», всегда имеет смысл проверить
размеры отверстия с большого конца шатуна. Если нужно, следует обработать
отверстие, чтобы довести его диаметр до требуемых размеров. Если шатун
подвергался увеличенным нагрузкам от детонации, то отверстие в головке шатуна
может быть деформировано или увеличено (конечно, если это обнаружилось, то очень
важно проверить шатуны на наличие трещин). Шатуны с деформированными «большими»
концами могут привести к тому, что провернутся вкладыши шатунных подшипников,
результатом чего будет выход всего двигателя из строя.
Если двигатель будет работать на высоких оборотах (более
6.500 об/мин), то лучше подобрать отверстие с большого конца шатуна так, чтобы
его размеры укладывались в нижний предел допуска, оговоренного
фирмой-производителем. Это максимально увеличит «обжатие» подшипника, и
дополнительное усилие уменьшит шанс выхода подшипника из строя. Помните,
подшипник в отверстии удерживает сила трения, а не язычки на вкладышах
подшипников; следовательно, требуется точный выбор посадки.
Если вы хотите достичь высоких значений эксплутационных
характеристик, которые может создать повышенная степень сжатия, то очень важно
пользоваться шатунами, изготовленными из лучших материалов и обработанными на
лучшем оборудовании. Низкое октановое число топлива часто вызывает детонацию, а
очень высокие нагрузки, вызванные детонацией, могут разрушить вкладыши
подшипников.
...........